Новогодняя    игра       Что? Где? Когда?

            проведенная  с учениками начальных классов

                                            2012-2013 уч.год

Цель:

   отдохнуть, развлечься, поднять учебный дух,        развивать слуховое и зрительное восприятие, коммуникативную речь учащихся , расширять знания учащихся по предметам естественного цикла; формировать личностные качества: чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:  

 Стол – накрытый сукном, рулетка-волчок, гонг, черный ящик,  конверты с вопросами, музыкальная пауза, табло.  Мультимедийное оборудование.

 

Ход игры:

«Здравствуйте уважаемые гости!»  ( музыка)

Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе « Что? Где? Когда?» .  Сегодня против команды знатоков играет команда зрителей.

Уважаемые члены клуба и зрители!  Во время игры вы внимательно должны следить за ходом  обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.

В клуб приглашаются наши знатоки!  (музыка)

1.    Самые сообразительные ………………..ф.и.о.

2.    Самые старательные………………………

3.    Самые наблюдательные ………………..

4.     Самые загадочные           ………………….

5.     И самый- самый капитан команды………….

А теперь я познакомлю вас с правилами игры!

Вы видите на столе игровой круг, который разделен на сектора. Знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Капитан команды  раскручивает волчок  и называет (после обсуждения вопроса) имя игрока который будет отвечать на поставленный вопрос.

Итак, мы начинаем игру! (гонг)

Вопросы игры:

Слайд 1.

1.    В далекой Австралии  под Новый год выпускают монеты «счастья», но они не представляют денежного достоинства. На одной стороне изображен трубочист или младенец верхом на поросенке, а на другой….. Что изображено на обратной стороне монеты? 

(слова новогоднего поздравления)

Слайд 2.

2.Откуда и почему пошла традиция украшать елку  игрушками?

( С глубокой древности украшали дерево различными сладостями, предметами, думая , что «задаривают» духов , живущих в нем.)

Слайд 3.

3.Какой огонь холодный?

(бенгальский)

Слайд 4.

4. Почему в Италии в Новогоднюю ночь  лучше «не высовывать носа» из дому?

(так как по традиции в полночь из окон выбрасывается старая мебель и разный хлам)

Слайд 5.

5.Откуда приходит Дед Мороз к нам в гости?

(Великий Устюг)

Слайд 6.

6.    В Шотландии сразу после Нового года ждут долгожданного гостя. Кого и для чего?

(Темноволосого мужчину. По поверью такой визит принесет в Новом году  счастье.)

Слайд 7.

7.Что зимой в доме замерзает, а на улице нет?

(оконное стекло)

Слайд 8.

8.    Что делают иранцы в Новогоднюю ночь, чтобы сохранить свое богатство и благополучие?

(держат в руках монеты)

Слайд 9.

9.Первый месяц года назван в честь древнеримского бога. Назовите этого бога?

(бог ворот и дверей Янус)

Слайд10.

10.Кто в мире 1 января не празднует Новый год, а идет на работу?

(Англичане)

Слайд11.

11.В какой стране появился обычай посылать новогодние открытки и поздравления друг другу с наступающим  Новым годом?

(В Китае придумали более 1000 лет назад. А по почте в Англии

Слайд 12.

12.У нас Дед Мороз. У англичан и американцев-Санта Клаус. А у французов?

(Пер Ноэль)

Слайд 13.

13. В какой стране новогодние праздники завершаются не праздничным шествием  Дедов Морозов, а парадом пожарных?

( В Японии. В конце семи недельных праздничных торжеств в городах устраивают красочный парад пожарных машин.)

 

Черный ящик: (слайды 15-17)

1.    Здесь то, что в Новый год очень радует жителей Кубы, но не понравилось бы нам.

(Вода. По традиции кубинцы обливают друг друга водой, встречая Новый год.)

2.    Здесь то ,что украшает голову шведской Снегурочки, озаряет сказочный наряд.

(Свеча. Голову шведской снегурочки –Лучии - венчает корона из зажженных свечей по числу лет девочки, символизирует  возрождение  Солнца, наступление новой жизни, новых надежд.)

3.    Здесь то, что всех зимой согревает, но шотландцев согревает в двойне, потому что приносит счастье.

(Кусочек угля. Лучший подарок шотландской семье в Новогоднюю ночь. На нем пишут пожелание добра и теплоты.)

Имеющиеся дополнительные вопросы необходимы для резерва в случаи подсказки зрителей .

Во время игры проводится музыкальная пауза и танцевальная пауза.

 

Подведение итогов. Награждение лучших игроков.

Открытый урок в 4 классе 2012-2013 учебный год

 Тема: Священные книги религий мира.

Цели: Формирование представлений об основных  Священных книгах мира, их содержании и истории. Формирование  умение пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников. Формирование образа мира как единого и целостного  при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»;  развитие доверия,  уважения к истории и культуре всех народов. Воспитывать  чувства национального уважения, веротерпимости.

Оборудование: тетради, учебники, мультимидийное оборудование.

Ход занятия.

 Я рада вновь увидеть Вас

И посвятить сегодня час

Хочу религий изученью.

 

Мы с вами многое священных узнали

О Родине, культуре и традициях.

В городах бывали

И в древность постарались погрузиться.

Надеюсь, что Вам было интересно,

Продолжить обучение есть желание?

Тогда мы можем смело приступать

К разгадке тайн и постиженью новых знаний.

 

Я верю, что наш урок пройдет в атмосфере тесного сотрудничества, взаимного уважения и взаимопомощи. Именно взаимопомощи я хочу попросить у вас в разрешении одной сложной ситуации.

 

На рисунке  (слад 1) - две личности. Парень и девушка. Они познакомились подружились, но затем. Из-за непредвиденных обстоятельств, одному из них пришлось уехать в другой город.

Что необходимо сделать двум людям, чтоб узнать побольше информации друг о друге?

 

Давайте представим, что они живут в то древнее время до нашей эры, когда не была изобретена бумага. Как же они смогут общаться, если их разделяет расстояние?

(передавали через посланников друг другу записки на папирусе, тростнике или  пергаменте, коже)

Действительно, в то время люди записывали свои мысли и общались именно таким способом.

 А теперь давайте представим, что наши герои живут в средние века, во время рыцарей, когда уже появилась бумага , но еще не было телефона. Каким образом они бы общались?

(записки на бумаге, почтовые голуби, записки в бутылке…)

 

А теперь, в последний раз, давайте представим, что эта история случилась в наши дни. Скажите, как они общались бы  в наши дни?

(письма, е-mail письма, SMS, MMS, ICQ, чат…)

 

Все, что мы перечислили – это средства общения. Их цель- помочь двум людям узнать больше друг о друге. Без этих средств- общение не возможно.

Давайте посмотрим на другую картинку. (слайд 2)

 

Перед вами- не просто два человека, а две личности: Бог и человек. Как можно побольше узнать человеку о Боге? Могут ли они общаться друг с другом? Каким  образом?

Выслушиваются мнения и подводим к мысли, что эти «средства» общения священные книги, тексты, посредством которых человек может общаться с Богом.

 

На прошлых занятиях мы познакомились с древнейшими священными текстами. Что это за тексты? ( Веды, Типитака…)

Давайте вспомним, что мы узнали о них.

Вставить пропущенные слова в тексты.

Слайд 3

Веды- сборник самых древних священных писаний

 религии-…. (индуизма).

 Санскритское слово «веда» означает…. (знание, умение). На протяжении многих веков Веды передавались устно  …

(стихотворной) форме и только гораздо позднее были записаны.  Существует …..  Веды.

 

Типитака- священная книга мировой религии-…..(буддизма). Она долго не записывалась, знания передавались устно. Ученики основателя религии-

Царевича…( Гаутамы) лишь спустя 600 лет записали все  собранные сведения о …(Будде)  на …(папирусных листьях), которые были помещены в …( 3 корзины). Так появилась Типитака, что в переводе означает…(«Три корзины мудрости»)

Легенда страницы учебника

Чему учили эти священные тексты? ( основа  жизни всех людей)                

Как вы думаете, это единственные священные книги на свете?

Конечно, нет. Сегодня мы продолжим знакомиться с Священными книгами мира, я думаю известными каждому из вас- это Тора, Библия, Коран.

Слайд 4

Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский. Книга, в которой записано все, во что верят иудеи, называется  Тора или Танах.

Тора- священная книга иудеев. (стр.11)

Библия- священная книга христиан.

В первые века нашей эры Тора была изучена христианами, дополнена рассказами о жизни Иисуса и его учеников. Так возникла Библия. Древнейшую ее часть-Тору- христиане  назовут Ветхим Заветом, а дополненную- Новым Заветом.

В переводе с греческого языка и  Библия  есть «Книга». Но она совсем необычная. Верующие люди говорят, что это одна  из самых  необыкновенных книг на Земле.

 

Почему? Ответ есть только один- потому, что ее Автором являются не лам Бог. В написании Библии, Господь выбрал около 40 различных людей, их еще называли пророками. Бог вдохновлял этих людей  Святым Духом, давая мудрость и нужные слова для того, чтобы они могли записать Его Слова в Книгу. Все эти люди не знали друг друга, потому что жили в разное время и в разных странах. Бог был Автором, а пророки были как бы Его секретарями. Бог  Великий, и поэтому Его Книга- одна из величайших книг в мире!

Кто-то однажды сказал, что «Библия»- это Записки Бога к человеку». Кто из вас любит записки  или письма? А в наше время лучше сказать SMS или электронную почту?

 

Я очень рада, когда у  меня в телефоне появляется «конвертик» означающий непрочитанное сообщение-а кто из вас этому рад? Наверное, каждый! Но почему? Да потому, что нам интересно читать письма от наших друзей! В них, мы узнаем как у них дела, чем они интересуются.

Тоже самое с Библией: закрытая Библия- словно нераспечатанный конверт, непрочитанное сообщение от Бога. Давайте откроем Библию и познакомимся с ее  содержанием.

Если вы хотите подробнее узнать об этой удивительной  книге, прочтите ее, я думаю вам будет интересно и вы узнаете много нового.

Прежде, чем мы начнем говорить  еще об одном священном тексте, давайте немного отдохнем.

Минутка релаксации. Из рубрики:

«Давайте совершим путешествие по древним городам.»

Угадай по описанию древний город.

Представьте себе пустыню, среди нее виднеется величественный город иудеев- Иерусалим. Переместимся в Римскую. империю. Здесь, на берегу реки Тибр раскинулся город Рим, окруженный виноградниками и зеленными оливковыми садами. Индия- непроходимые джунгли, плантации пальм с зреющими бананами и блуждающими по берегу реки слоны.

Ну а завершим мы наше путешествие в Аравии, здесь вы овец. И человека, держащего в руках необыкновенную книгу. Что же это за книга?

Коран- священная книга в исламе.

Слово «Коран» происходит от арабского «чтение в слух», «наставление».

Мусульмане верят, что Коран- это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.

Стр.13,21.

Коран служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, гражданского и уголовного.

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются  словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.»

Вот мы и познакомились с основными священными книгами мировых традиционных религий.

Не заметили вы общие черты в  их истории, структуре и содержании. 

Давайте еще раз назовем эти сакральные произведения.

Игра «Ромашка»

У каждого из вас есть лепесток. Вам необходимо написать, то лучшее качество, которое по вашему мнению формирует и воспитывает Священная книга.

- помогает узнать , как вести себя;

- узнать о основоположниках религии;

- определить верный путь;

- отличать добро и зло;

- лучше относиться к людям;

- быть доброжелательным , прилежным, честным;

- помогать близким;

- стремиться совершать только добрые поступки.

Игра « Магия цифры 7»

Выступления детей с сообщениями о значении цифры 7 в православии, христианстве , иудаизме, исламе.

Итог.

 

Итак, сегодня мы с вами завершили знакомство со священными книгами мировых национальных религий. Несмотря на их разнообразие и отличие, несмотря на то, какую книгу мы считаем священной лично для себя, мы должны следовать общему правилу: уважать окружающих…

Открытое внеклассное мероприятие

 

С учениками начальной школы    в  форме  пресс-конференции

с использованием  ЭОР  и проектными заданиями.

2012-2013 уч. год.

 

Тема: « А звезды, тем не менее, так близко, но все так далеки»

Форма проведения: пресс-конференция

Цель: развитие творческих способностей учащихся, внимания, память, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма; создание условий для формирования активной жизненной позиции ученика через воздействие на его информационное пространство.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, электронная детская энциклопедия.

 

Планируемый результат: осознание учащимися масштабов достижений отечественной космонавтики; дать возможность ученикам задуматься о проблемах космической цивилизации.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик читает стихотворение.

Ладоньюзаслоняясьотсвета,
Сидитмальчишка.
Тишина.
Ивдругволшебное:
Ракета
ДостигластанцииЛуна.
Иоторвавшисьоттетрадок,
Сказалсдостоинством:
Порядок.
Как-будтотакибытьдолжно.
Должнобытьтак,
Анеиначе.
Иудивительногонет,
Чтоэтонами,
Наминачат
Штурмнеразгаданныхпланет.

Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий 1. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Ведущий 2. Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях. У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Открываем пресс-конференцию.

Представляем:
Историк;
Физик;
Астроном;
Космонавт;
Инженер космической техники;
Эколог;
Врач.

Корреспондент 1. Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк: Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь. Следует назвать и других пионеров космонавтики, русских и зарубежных – Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк, У. Оберта, Пельтри.
Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею.

Показ презентации учащихся “А звезды, тем не менее, так близко, но все так же далеки”

Корреспондент 2. Вопрос физику. Скажите, в чем состояла основная трудность на пути в космос?

Физик: Главная трудность на пути в космос – силы земного тяготения. О том, что такая сила существует, люди знают со времен Ньютона. Жизнь на Земле зарождалась и развивалась в постоянном присутствии силы тяготения и приспособлена к ней. Не будь её, не существовало бы и самой Земли, Луны, планет, Солнца, Галактики. Чтобы справиться с земным тяготением, нужно совершить немалую работу. Для иллюстрации скажу: для тела массой 1т эта работа равноценна поднятию огромного авианосца массой 65000т на вершину Исаакиевского собора в С-Петербурге! Затратив эту работу, мы выведем тело на поверхность сферы земного тяготения. Итак, любой космический полет, связан с преодолением сил тяготения и затратой большой энергии.

Корреспондент 3. Когда же было преодолено земное тяготение?

Инженер космической техники: Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить.

Корреспондент 4. От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?

Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Корреспондент 5. Каким требованиям должен отвечать космонавт?

Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Корреспондент 6. Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?

Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.

Корреспондент 7. Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечит благополучное возвращение космонавта на Землю?

Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов. В начале остановились на конусном варианте спускаемого аппарата, потом нашли экономичный и надежный. К.П. Феоктистов, сотрудник КБ С.П. Королева, предложил использовать классический вариант – форму шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта. Стояла задача – как погасить огромную скорость спускаемого аппарата с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960г. ОКБ А.И. Исаева сделало тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. В атмосфере кабина будет гореть и тормозиться сама. Нужна была такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу. Ещё одна проблема: как космонавту приземляться? Наши специалисты решили на высоте 7км от земли, космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.

Корреспондент 8. Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?

Историк: Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.

Корреспондент 9. Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне.

Историк: Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Корреспондент 10. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?

Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Показ презентации учащихся “Вес и невесомость”

Корреспондент 11. Как космонавт ориентируется в космосе без “верстовых столбов”?

Астроном: Это одна из важнейших и сложнейших задач “плавания” в космосе – космонавигация, определение своего точнейшего положения в безбрежном космическом пространстве. Единственные ориентиры в космосе – небесные тела, включая Землю, Луну, Солнце, планеты, но, увы, эти ориентиры непрерывно перемещаются, и с очень большой скоростью. Астрономам большая точность была ни к чему, а вот космонавтам – другое дело. На помощь приходят звезды: они практически неподвижны на небе и их расположение неизменно. Часто в качестве “верстового столба” используют Канопус, вторая по яркости из всех звезд небосвода. Расположение Канопуса на небе оказалось удачным для этой цели – почти под прямым углом относительно направления на Солнце. “Глаза” автоматов – оптических датчиков, ловят нужный ориентир – тот же Канопус, Солнце, Землю.

Корреспондент 12. А как Земля? Какая она с той высоты?

Космонавт: Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле.

Корреспондент 13. Как влияют космические полеты и запуски ракет на экологию Земли?

Эколог: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.

Ведущий 1. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

Ведущий 2. Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

Ученик читает стихотворение.

Когдапоследнийзакругленвиток
ТакхорошосойтинаЗемлюснова
Иокунутьсяпослевсехтревог
Вживуюкрасотувсегоземного.
Галактикавсеченьезвездныхтрасс,
Намнанееглядеть, ненаглядеться,
Но, поднимаясьвнебовсякийраз
СвоейЗемлемыоставляемсердце.

Учитель: вот мы и перелистали некоторые страницы истории развития космонавтики. Но многие открытия, космические технологии явились не только результатом научного труда, но и вошли в наш быт.

В наших домах много вещей, которые ученые изначально придумали для использования … в космосе. Подумайте, может, кому-то удастся сейчас привести примеры таких вещей?

-сковорода с антипригарным покрытием;

-сухие смеси ; вакуумная среда выкачивают из них воду;

- бадминтон (углепластик);

- обычные липучки для одежды….

 

Все ребята, работающие над проектными заданиями,  справились успешно, продемонстрировав умение работать с различными источниками информации.   И представлять свои результаты труда публично на аудиторию.

Всем большое спасибо.

 

Рефлексия.

А сейчас я попрошу Вас ребята дать оценку, для этого нужно закончить предложение:

1. Во время просмотра презентаций , я испытывл(а) чувство_____.

2. Меня ______ заинтересовала эта тема и я хотел(а) бы  ______ .

 

3. Нужны ли подобные занятия, как вы считаете? _____

Интеллектуальная игра  для младших школьников

                                       « Один против всех».

Цели игры :

-Развивать интерес учащихся к внеурочному курсу «Почемучка»;

-Стимулировать познавательный интерес, детскую активность, волю и стремление к победе;

- Раскрепостить личность, помочь ее самовыражению, самоутверждению;

- Внести  живую струю яркости, творчества в любимое дело;

- Развивать  культуру общения и культуру ответа на вопрос;

- Развивать  логическое мышление и эрудицию;

- Применять знания в условиях стрессового коллективного противостояния.

Задачи игры:

-Доставить детям радость и удовольствие от игры.

- Привить любовь к различным источникам знаний.

Методическая цель:

показ  метода  организации проведения интеллектуальной игры с использованием ИКТ.

Планируемый результат:

повышение мотивации обучения; обеспечение комфортного психологического климата.

 

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint, таблички с номерами для участников, музыкальные записи.

 

 

                                                Правила игры.

    Задачи Главного игрока - победить класс, ответив верно на  все вопросы, и набрать максимальное количество баллов.

Ведущий озвучивает вопрос и дает три варианта ответа на него. Звучит сигнал, после которого у класса есть 20 секунд, чтобы ответить на заданный вопрос.

Затем отвечает  Главный игрок: главная особенность его время не ограничено. Правильный ответ принесет участнику баллы. Чем больше его «одноклассников» отвечает неверно, тем больше баллов получает Главный игрок. У Главного участника есть возможность дважды воспользоваться  разрешенными подсказками: узнать, как думает большинство и узнать мнение одного игрока.

  У Главного игрока нет права даже на одну ошибку- неверный ответ повлечет за собой немедленную потерю всех заработанных очков и выбывание из игры.  А набранные им  баллы делят  между    собой   оставшиеся                       « одноклассники» игры. Чем больше не правильных ответов на вопросы дают в классе, тем больше очков зарабатывает Главный игрок. Урок может состоять из одной или нескольких игр, в зависимости от того, насколько успешно и долго игрок продержится в игре. Следующего игрока выбираем из числа «одноклассников», а на освободившееся место выходит очередной претендент из числа отобранных в предыдущих играх.

«Одноклассники» ответившие неправильно не покидают свои места, но и не участвуют в дальнейшей игре. Они имеют возможность заработать баллы в других интеллектуальных играх расположенных на столах:

« Алгоритм Цицерона» - серия последовательных вопросов Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?;

 «Эрудит-лото»- составление вопросов. Почему……………….?

Почему  у насекомых глаза круглые? Почему  у кита бьет фонтан?

Почему павлин распускает свой хвост?

«Цепочка ассоциаций»- Клубника-сливки- июнь-лето-дача………    

 

 

 

Слайд 1                  Заставка

Слайды 2-34         Вопросы игры.

1.Какое  название получила одна из птиц благодаря торчащим черным перьям на голове?

                 А. Бухгалтер    Б. Писатель    В. Секретарь

 

2. Как называется один из сортов фарфора?

                А. бисквит      Б. эклер      В. курабье

 

3. Какое животное существует  на самом деле?

               А. слепая      Б. глухая     В. тупайя

 

4. На сколько колец увеличился бы символ олимпийских игр, если бы участвовали все части света?

               А.1        Б. 2     В.3

 

5. У кого из этих животных кожа состоит из зубов?

              А.Окунь      Б. Акула     В. Усатый-кит

 

6. На территории какой страны существовали древние цивилизации ацтеков и майя?

             А. Мексика    Б. Египет    В. Ирландия

 

7. Какой длины было самое большое яйцо динозавра, когда либо обнаруженное учеными?

             А. 30см     Б. 15см      В. 1м

 

8.  Кто такой утконос?      

       А. Зверь   Б. Птица    В. Земноводное

 

9. В какой стране кошки состоят на государственной службе. Получают жалование и носят униформу?

             А. Англия    Б. Голландия   В. Япония

 

10. Где следует искать следы Тунгусского метеорита?

А. В Западной Сибири   Б. В Восточной Сибири   В. на Дальнем Востоке

 

11. Из какого растения получают ваниль?

А. из сахарного тростника  Б. из ананаса  В. Из тропической орхидеи

 

12. Какое из этих животных вымерло по вине человека?

                  А. тираннозавр   Б. дронт   В. мамонт

 

13. Какого цвета сапфир?

                 А. синего   Б. зеленого   В. красного

 

14. Какого цвета цветок льна?

                А. белого   Б. красного    В. Голубого

 

   15. Какое млекопитающее, природа не одарила сумкой?

                   А . Ехидну      Б. Дикобраза    В. Коала

 

16. Ваш попутчик в поезде сказал , что он каюр , и Вы догадались , что всю дорогу он будет говорить.

                 А. О лошадях     Б. О голубях      В. о собаках

 

17. Какая  температура тела у слона?

               А. 37    Б. 38     В. 40

 

18. Что измеряют в каратах?

                 А. длину     Б. масса   В. объем

 

19.  В 1492 году Колумб открыл Америку, но при это был уверен ,что нашел.

                 А. Мексику     Б. Индию    В. Китай

 

20. Какого цвета полотнище олимпийского флага?

                 А. белого     Б. зеленого     В. красного

 

21. Где живут «карманные динозавры»?

А. Африканский континент  Б. Американский континент 

В. Австралийский континент

 

22. Кто был начальником первой русской кругосветной экспедиции?

               А. Беллинсгаузен    Б. Макаров     В. Крузенштерн

 

23. На чем летит человек, которому во время полета придется выкинуть балласт?

              А. На пароплане      Б. На воздушном шаре       В. На самолете

 

24. Какая рыба плавает, находясь в вертикальном положении?

              А. Рыба-клоун   Б. Рыба-луна   В. морской конек

 

25. В Букингемском дворце по сей день действует установленное в 1900 г. изобретение Эдисона. Какое?

              А. Английский замок    Б.Паровой тостер      В. Электрический звонок

26. Кто из этих животных строит самые большие сооружения?

            А. Горилла     Б. Крот     В. Бобр

 

27. Вы находитесь недалеко от Северного полюса , какое животное Вы там не встретите?

             А. белого медведя     Б. пингвина     В. моржа

 

28.   Вы зимой купаетесь в проруби, как Вас называют?

             А. тюлень     Б. зимородок      В. морж

 

29. Какая из этих рыб выпускает электрический разряд?

             А. Один из скатов    Б. Мурена      В. Угорь

30. Как называется бабочка которая маскируется под осу, благодаря прозрачным крыльям?

            А. Лимонница    Б. Стеклянница    В. Шашечница

 

31. Какое явление природы сможет повторить слово на любом языке земли?

            А. Гром     Б. дождь     В. эхо

 

И вот кончается игра. Итоги подводить пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

И, если ты запомнил все

 

Не зря твой день потрачен!

 

                       Детский проект
           «Шахматы»

 

Проблема, сформулированная детьми:

Все ли мы знаем о правилах игры в шахматы.

 

Педагогическая цель:

Содействовать детям в достижении детской цели через знакомство с правилами игры в шахматы. Развивать умственные способности детей и их индивидуальные проявления; любознательность; исследовательскую активность. Развивать умение подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения; концентрировать внимание, упорство в достижении результата. Способствовать оптимальному развитию.

Детская цель:

Узнать правила игры в шахматы; названия фигур и как они передвигаются по шахматному полю; рассказать о них в рисунках родителям и детям; изготовить в продуктивной деятельности шапочки; сделать фотографии для фотоальбома о шахматных турнирах.

 

Участники проекта:

Переверзев Матвей, Бычков Даниил  и  родители.

 

 

Виды работ по проекту:

üПознавательная деятельность по страницам умных книг (сбор информации).

üПодготовка к научным чтениям.

üОформление сказки.

üИзготовление фотоальбома.

üПодготовка детских работ к выставке.

üПрезентация проекта.

Распределение амплуа .

Амплуа

Виды работ

Задачи

Знатоки

- чтение книг, энциклопедий

 

- собрать и изучить как можно больше информации о шахматах

- подготовить сообщение к детским научным чтениям для одноклассников и родителей.

Фотографы

- фотографирование шахматных турниров

- оформление фотоальбома

- оформить и презентовать фотоальбом

- узнать о знаменитых шахматистах

 

 

 

 

Художники

- рассматривание картинок с изображением шахматных фигур; фотографий

- продуктивная деятельность по теме проекта

- рассказать о шахматах через изобразительное творчество, используя различные материалы

 

 

 

 

 

Артисты

- подготовка концерта для всех участников проекта

- подбор и разучиванием стихотворений о шахматных фигурах

- рассказать о шахматных фигурах и правилах игры в шахматы через стихи

 

 

Участие родителей в проектной деятельности.

Амплуа ребёнка

Деятельность родителей

Знатоки

- помощь в сборе информации о шахматах (в энциклопедиях, интернете)

- помощь в отборе и оформлении информации для научных чтений

Фотографы

- посещение шахматных турниров и фотографирование

- помощь в подборе фотографий знаменитых шахматистов

Художники

- участие в презентации выставки детского творчества

Артисты

- помощь в подготовке концертных номеров и костюмов для детей

 

 

 

 

 

 

Распределение работы по этапам.

 

Дети

Родители

Подготовительный

Определение проблемы, формулировка цели, определение содержания деятельности, амплуа, задач содержания работы в соответствии с амплуа

Принятие детской проблемы и цели, определение задач по содействию в достижении детских целей в соответствии с амплуа

Организационный

Участие в подготовке мероприятий по достижению целей и задач в соответствии с амплуа

Содействие в достижении детских целей через индивидуальное общение с ребёнком и участие в коллективных мероприятиях

Основной

Выполнение всех видов работ по проекту

Содействие в проведении всех видов работ по проекту, помощь детям в соответствии с амплуа

Итоговый

Презентация проекта

Участие в подготовке и презентации проекта. Подготовка подарков, сюрпризов для поощрения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование результативности проектной деятельности.

 

Работая над данным проектом основной акцент, я делала на развитие интеллектуальных способностей у детей. Проводимая работа стала эффективной при активном взаимодействии детей с родителями и учителем.

Мы купили различные спортивные игры, в том числе в школе выдали учебники и шахматы. Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети проявляют интерес к шахматам. Встала проблема как же в них играть.

Поскольку шахматы являются моим увлечением я решила разработать детский проект «Шахматы», чтобы обучить детей правилам игры.

Моя работа началась с теоретической подготовки. С этой целью подобрала и изучила информацию из энциклопедий, методичек и интернета.

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: «Одарённые дети», «Развивающие игры», «Советы родителям при обучении игре в шахматы».

Познакомила детей с историей появления шахмат. Вместе с детьми подобрали стихи о шахматных фигурах и оформили книгу. Дети с удовольствием рисовали графические рисунки шахматных фигур, использовали в работе различные виды штриховки и тушевки. В продуктивной деятельности изготовили шапочки – шахматных фигур. Дети разыгрывали в совместной деятельности миниатюры. Всё это способствовало закреплению названий фигур.

Для того, чтобы расширить кругозор детей и познакомить их с известными шахматистами в группе был создан фотоальбом. В этом мне тоже помогали родители. В фотоальбом помещены фотографии не только знаменитых шахматистов, но и фотографии турниров, которые семьи воспитанников посещали.

Но начала знакомство с шахматами и игрой в них со сказки. Нашла сказку В.Г. Гришина «В гостях у Короля», которую читали в совместной деятельности.

Даниилу  Бычкову предложила нарисовать рисунок к сказке, а Матвей с удовольствием принял в этом участие. Так в продуктивной деятельности дети нарисовали иллюстрации к сказке. И сказка получилась более интересной.

Наблюдая за детьми, обратила внимание, что  ребята  чаще других задают вопросы: как называются фигуры? Как они ходят? И т.д. Я предложила им вместе с родителями подобрать информацию и сделать сообщение о шахматных фигурах. Дети с помощью родителей подготовили доклады о шахматных фигурах, которые представили на научных чтениях.

Я считаю, что данный проект помог мне заинтересовать детей и родителей любимым видом спорта.

 

Классный час по теме: «Витамины на столе» 1-бкласс.

Учитель: Бердникова М.А.

2017-2018 уч.год

Цель: овладение учащимися основами здорового образа жизни.

Задачи:

·        познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, их ролью в питании человека;

·        содействовать расширению знаний детей о здоровом питании;

·        развивать креативное мышление и творческий потенциал учащихся;

·        воспитывать культуру взаимодействия учащихся в парной и групповой работе;

·        воспитывать здоровые привычки питания;

·        формировать у учащихся устойчивую положительную самооценку.

Оборудование:

·        презентация «Витамины»

·        «фишки-витамины» с буквами А, В, С, D, E

·        карандаши, фломастеры

·        книжки с загадками, журналы с ребусами, кроссвордами, цветная бумага, клей, альбом,скотч

·        карточки с названием темы

Ход классного часа

1.      Организационный момент. Психологический настрой

Учитель. Здравствуй,-ты скажешь человеку.

Ученик. Здравствуй!-улыбнётся он в ответ.

Учитель, ученик (вместе). И, наверно, не пойдёт в аптеку.

Все дети. И здоровым будет много лет.

1.      Актуализация знаний

- А что поможет вам быть здоровыми?

Игра «Путь к здоровью» (работа в группах).

На столах карточки с изображением продуктов питания, детям необходимо их разделить на полезные и вредные.

Карточки:
Морковь, чипсы, зелёный лук,, лимонад, помидоры, яйца, творог, молоко, гамбургер, рыба, кока-кола, рыба, конфеты, сыр, клубника, яблоки.

– Чем эти продукты полезны и чем вредны? (Ответы детей.)

– Действительно, в полезных продуктах есть витамины и минералы.

Дидактическая игра «Ты, катись, весёлый мяч».

Дети стоят по кругу, передают друг другу мяч, проговаривая стихотворные строки:

Катится мяч,

Крутится мяч,

Его несложно поймать!

Но сможешь ли ты

Дать ответ на вопрос-

Вот что хотим мы знать!

Игроки, в руках которых мяч оказывается на концовке стихотворения, отвечают на вопросы:

1. Как вы понимаете смысл выражения «Овощи и фрукты - кладовая здоровья»?

2. Для чего человеку нужна пища? (С пищей поступают в организм необходимые питательные вещества).

3. Чем полезны овощи и фрукты?

4. Зачем человеку витамины?

III. Работа по теме.

- Мы сегодня с вами и ответим на этот вопрос. Узнаем, что знаете о витаминах, узнаем новое о них и попробуем создать лэпбук «Витаминная азбука».

-Будем работать в группах и каждая группа –это определённый витамин. (Дети вытягивают карточки с буквами А, В, С, D, E)

- Свое название витамины получили от латинского слова «вита» - жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека.

-Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у чело­века, у каждого витамина есть свое имя. Витамины обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, E, F и др.

-Как вы думаете, к чему приводит недостаток витаминов? (За правильный ответ «фишка-витаминка»).

-Действительно, витамины играют важную роль в питании детей. Но в организме человека витамины почти не вырабатываются. Они поступают вместе с пищей и нужны нам в ничтожно малых дозах, в мг. Несмотря на это витамины оказывают сильное воздействие на организм человека. Содержание витаминов в продуктах различное. Больше всего витаминов содержат растения.

А вот отсутствие витаминов в организме человека приводит к серьёзным нарушениям, болезням (авитаминоз).

Витамины тесно связаны с процессами роста и развития организма, повышают сопротивляемость болезням.

- Давайте послушаем подготовленные рассказы детей из каждой группы о витаминах. Будьте внимательно, полученные знания вам будут нужны для создания лэпбуков.

1-й ученик. Витамин А (ретинол) -это витамин роста. Ещё он помогает сохранить зрение. Содержится в молоке, моркови, зелёном луке.

Витамин А (работа по  слайду презентации, читает учитель)

Посмотрите на меня, я – витамин А. Если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов - вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной? (Нужно есть продукты, содержащие витамин А).

Рыбий жир,  печень, сливочное масло, яичные желтки, сливки молоко.

Витамин А (ученик):

Где же витамин «А» найти,

Чтобы видеть и расти?

Он и в масле, в жирном сыре.

И, конечно, в рыбьем жире.

И в печенке, и в желтке

Он бывает в молоке.

И морковь, и абрикосы

Витамин «А» в себе носят.

В фруктах, ягодах он есть.

Их нам всех не перечесть

 

2-й ученик. Витамины группы В важны для деятельности мозга. Они есть в чёрном хлебе, крупах, бобовых, мясе, молочных продуктах.

Витамин В (работа по  слайду презентации)

Если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, чтобы не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?

Дрожжи, горох, крупа гречневая, овсяная, фасоль, хлеб пшеничный
телятина.

Витамин В:

Рожь, пшеница и гречиха,

Печень, дрожжи и сырок,

Вкусный от яиц желток –

Витамины «В» имеют

И отдать нам их сумеют.

«В» - в наружной части злаков,

Хоть он там неодинаков.

Это вовсе не беда,

Группа «В» там есть всегда

3-й ученик. Витамин С делает организм стойким к различным болезням. Он есть в чесноке, капусте, луке, во всех фруктах, ягодах.

Витамин С (работа по  слайду презентации)

Я самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я рад вам помочь защититься от простудных заболеваний. Где вы меня можете найти?

Чёрная смородина, перец, цветная капуста, щавель, лимоны, апельсины, мандарины, капуста , зелёный лук, малина, вишня, абрикос, персик, банан.

Витамин С:

А вот «С» едим со щами,

И с плодами, овощами,

Он в капусте и в шпинате,

И в шиповнике, в томате,

И в салате, в щавеле,

Поищите на земле.

Лук, редиска, репа, брюква,

И укроп, петрушка, клюква,

И лимон, и апельсин -

Ну, во всем мы «С» едим!

4-й ученикВитамин D сохраняет зубы крепкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге, сыре, в рыбьем жире. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин D, поэтому его часто называют «солнечным витамином».

Витамин Д (работа по  слайду презентации)

Я, редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов. Без меня вы очень медленно растете. А с моей помощью, вы сможете быстрее вырасти. Со мной еще вы можете встретиться летом под солнышком.

Сливочное масло, сырой яичный желток, печень трески и других рыб, икра,сыр и творог, грибы, петрушка, крапива.

Витамин Д:

«Д» – полезный витамин,

Вам, друзья, необходим!

Кто морскую рыбу ест,

Тот силён, как Геркулес!

Если рыбий жир полюбишь,

Силачом тогда ты будешь.

Есть в сметане и в яйце,

В масле, сыре, молоке.

5-й ученик. При недостатке витамина Е наблюдается мышечная слабость, вялость. Он содержится в зелёной части растений, салате, капусте, зелёном горошке, печени, яйцах, грудном молоке.

Витамин Е (работа по  слайду презентации)

Я очень редкий витамин. Чтобы ваше сердце было здорово – дружите со мной!

Растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное)
яичный желток, орехи (миндаль, арахис), печень, мясо, сливочное масло
молоко, зародыши пшеницы, зеленые части овощей
.

IV. Физкультминутка.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте: «Нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для здоровья нашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу. (Дети хлопают)

Не грызите лист капустный.

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад. (Топают)

Зубы вы почистили

И идите спать. (Хлопают)

Захватите булочку

Сладкую в кровать. (Топают)

Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты.

 

V. Работа в группах. Представление лэпбуков.

А теперь задание каждой группе. Вам надо нарисовать продукты, где содержится указанный витамин. Придумайте загадки, подберите ребусы, кроссворды, рисунки.

Оформите коллективно лэпбук «Витаминная азбука» и приготовьтесь его представить. (Команды получают «витаминки» за интересные ответы).

VI. Подведение итогов

Конкурс «Загадки с грядки» (Если команда не угадывает, о каком полезном растении идет речь, то ей помогает другая).

Отгадайте загадки и скажите, какой витамин содержится в этих продуктах?

 

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Чёрная смородина, витамин С)



Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель, витамин В)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь, витамин А)

Жидко, да не вода,
бело, да не снег. (Молоко, витамин Д)

Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь —
в птицу может превратиться. (Яйцо, витамин Е)

Молодцы! Все фрукты и овощи, которые вы называли, содержат витамины. Без них не будет хорошего здоровья.

Чтобы избежать авитаминоза, надо каждый день съедать 5 порций различных овощей и фруктов. Одной порцией считается яблоко или апельсин, чашка мелких ягод (малина, виноград и др.), стакан сока, тарелка салата. Но витамины в пище нужно уметь сохранять. Прочитайте эти советы на карточках, которые лежат на ваших столах.

Чтобы сохранить витамины:

• овощи нужно чистить непосредственно перед варкой или едой;

• нельзя оставлять овощи на ночь в воде - витамины уходят в воду;

• надо варить овощи под закрытой крышкой - могут разрушиться от кислорода воздуха;

• кастрюли должны быть эмалированные или из термостойкого стекла.

- Подсчитайте свои «фишки-витаминки».

VII. Рефлексия

- Давайте поделимся своими впечатлениями. Дополните предложения:

1.    Витамины – это…

2.     Я буду обязательно…

3.     Дома я  расскажу о…

-  Я   желаю вам крепкого здоровья, выполнять правила здорового питания и всегда быть в хорошем настроении.

- Оцените своё настроение на нашем занятии.

Возьмите карандаш зеленого, жёлтого или красного цветов и закрасьте яблоки, лежащие у вас на партах.

Зеленый: Я работал с желанием, был уверен в себе.

Желтый: Я работал с желанием, но чувствовал какое-то неудобство, волнение, тем не менее, мне было интересно.

Красный: Я работал без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

- Прикрепите их на яблоню на доске.

- Всем спасибо за работу!

 

 

Мастер – класс
« Русская народная игра как уникальный способ образования и воспитания »

 

Цель мастер-класса: раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость русских  народных игр.

Задачи:

1. Распространение педагогического опыта работы.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении русских  народных  игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

4. Творческое общение участников.

Оборудование: проектор, компьютер, мячик средних размеров, атрибуты к  игре, презентации-шпаргалки для участников со словами игры и музыкальным сопровождением, 3 корзиночки , карточки,  маленький мячик. 

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским  народным играм и их значению в  жизни школьников.

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья школьников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у школьников приводит к потери здоровья.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих учеников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

 Русские народные  игры просто необходимы детям школьного   возраста - они развивают координацию, выносливость, смекалку, волю, благотворно влияя на вестибулярный аппарат.

Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу   «Русская народная игра уникальное

 средство познания мира и приобщение школьников к здоровому образу жизни».Которую мы должны доказать или опровергнуть в ходе мастер-класса.

В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Русские народные  игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных  игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские народные  игры на группы:

1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных  игр и распределяют по выделенным группам)

А пока участники выполняют задание, уважаемые зрители, хочу раскрыть значение  слова, «Чур меня!», которое мы произносим в играх.

У наших предков - язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.

Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить:

"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник сутра если приговаривать «Чур мне», «чур меня», «чур моё» - то в семье будет лад и достаток.

(Участники – мастер- класса  объясняют выполнение своего задания)

Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать какие игры вы отобрали.

Несомненна роль  русской народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они знакомятся с фольклором,  познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Народные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

В своей работе при проведении народных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с призыва к игре- зазывалки. У детей сопровождается подпрыгиванием на месте, с вытянутой вперед рукой с отогнутым большим пальцем.

Тай-тай, налетай!

Кто в « название игры» играй? 

Затем  выбор водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

 Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми.  Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

1.Таря-Маря в лес ходила

шишки ела

нам велела

а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

2. Плыл по морю чемодан

В чемодане был диван

А в диване спрятан слон,

Кто не верит -выйди вон!

Я использовала жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Если игра требует разделение на команды, использую сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков помогаю сговорки. Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмовок

Медведя лохматого или козла рогатого

Из речки ерша или из леса ежа

Таракана усатого или тигрёнка полосатого.

Для возраста 7-8 лет выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».Сегодня  уважаемые участники мы с вами поиграем в русскую народную подвижную игру («Шёл козёл по лесу» )

С детьми 8-9 летнего  возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

На Новый год, Колядки проводила следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»

Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»

Уважаемые участники собираю  вас на игру!

Чижик-пыжик воробушек!

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать!

 

На экране презентация  игры с музыкальным сопровождением.

 

 Игра "Шёл козёл по лесу".

( наборный хоровод)

Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:  

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И всё начнём сначала, сначала, сначала.

Идет знакомство. Пара расходятся, и каждый участник выбирает себе новую пару. Игра продолжается, но уже в кругу две пары. И так продолжается до тех пор, пока все пары не встанут в круг.

Шел козёл дорогою,                                                         
Дорогою широкою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую козу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем...
 Постепенно все присутствующие вовлекаются в игру. 

 

                                                                 

Народные подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие на занятиях внеурочного курса « Народные игры". 

Благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса   и спросить смогла ли я сегодня доказать свою гипотезу  «Русская народная игра уникальное средство познания мира и приобщение школьников к здоровому образу жизни.»

 

 Если смогла доказать просто  улыбнитесь , так как улыбка ребенка это самая лучшая награда для педагога.