Внеурочная деятельность

 

Пояснительная записка

 

1 класс

Рабочая программа составлена на основе: Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования»; учебного плана МБОУСОШ №8 на 2013-2014учебный год.

         Цели  программы  «Почемучки»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

Обучающие:

расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы.

Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

 

Общая характеристика

     Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

     Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

    Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

     В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

     Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

     Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

     Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа  «Почемучки»  основывается на принципах.

         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

         Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

         Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион. 

        Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

1)       русский язык;

2)       литературное чтение;

3)       окружающий мир;

4)       технология;

5)       изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

 Содержание программы «Почемучки» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Первый уровень результатов освоения программы«Почемучки»: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для  обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.

 Программа « «Почемучки» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности:

·        патриотизм;

·        терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

·        ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

·        трудолюбие;

·        настойчивость;

·        дисциплинированность;

·        любовь к  малой родине;

·        неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

 

Место в учебном плане

 Программа «Почемучки» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.

            1 год обучения – 33 часа;

§  2 год обучения – 34 часа;

§  3 год обучения – 34 часа;

§  4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

Содержание программы:

1 год обучения (33 ч.)

1.Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

Тайны за горизонтом (4 ч)

Какой остров самый большой в мире?

Существует ли остров похожий на блюдце?

Какая страна самая маленькая в мире?

Как древние находили путь?

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

Почему люди не летают?

Крокодилы.

Какое животное первым появилось на суше?

Как черепахи дышат под водой?

3. Тайны камней (4 ч).

Когда были открыты драгоценные камни?

Что такое песок?

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

Как образуется золото?

4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

Почему крапива жжется?

Как растет банановое дерево?

5. Эти удивительные животные (3 ч).

Потомки волка.

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

6. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

Как пауки плетут свою паутину?

Что происходит с пчелами зимой?

Правда ли что у многоножки сто ног?

Охрана насекомых.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир.

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

Каково происхождение золотой рыбки?

Почему майские жуки забираются в землю?

8.       Растения-рекордсмены (1 ч).

Интересные сведения о растениях и их особенностях.

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей.

 

                                                                  Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Предполагаемая дата

Дата по факту

1.        

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

1

02.09-06.09

 

2.        

Какой остров самый большой в мире?

1

09.09-13.09

 

3.        

Существует ли остров похожий на блюдце?

1

16.09-20.09

 

4.        

Какая страна самая маленькая в мире?

1

23.09-27.09

 

5.        

Как древние находили путь?

1

30.09-04.10

 

6.        

Существовали ли драконы на самом деле?

1

07.10-11.10

 

7.        

Персонажи сказок?

1

14.10-18.10

 

8.        

Почему люди не летают?

1

21.10-25.10

 

9.        

Крокодилы.

1

28.10-01.11

 

10.      

Какое животное первым появилось на суше?

1

12.11-15.11

 

11.      

Как черепахи дышат под водой?

1

18.11-22.11

 

12.      

Когда были открыты драгоценные камни?

1

25.11-29.11

 

13.      

Что такое песок?

1

02.12-06.12

 

14.      

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

1

09.12-13.12

 

15.      

Как образуется золото?

1

16.12-20.12

 

16.      

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

1

23.12-27.12

 

17.      

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

1

13.01-17.01

 

18.      

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

1

20.01-24.01

 

19.      

Почему крапива жжется?

1

27.01-31.01

 

20.      

Как растет банановое дерево?

1

03.02-07.02

 

21.      

Потомки волка.

1

10.02-14.02

 

22.      

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

1

24.02-28.02

 

23.      

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

1

03.03-07.03

 

24.      

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

1

11.03-14.03

 

25.      

Как пауки плетут свою паутину?

1

17.03-21.03

 

26.      

Что происходит с пчелами зимой?

1

31.03-04.04

 

27.      

Правда ли что у многоножки сто ног?

1

07.04-11.04

 

28.      

Охрана насекомых.

1

14.04-18.04

 

29.      

Как изучают подводный мир.

1

21.04-25.04

 

30.      

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

 

1

28.04-30.04

 

31.      

Каково происхождение золотой рыбки?

1

05.05-08.05

 

32.      

Почему майские жуки  забираются в землю?

1

12.05-16.05

 

33.      

Что мы узнали и чему научились за год.

1

19.05-23.05

 

 

 

Материально- техническая база

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

                                                                                                              2 класс

Место в учебном плане

 Программа «Почемучки» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю. 1 год обучения – 33 часа;

§  2 год обучения – 34 часа;

§  3 год обучения – 34 часа;

§  4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

 

Содержание курса

 

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Кто открыл Австралию?

Существует ли жизнь в Антарктиде?

Как образовались Гавайские острова?

Где родина фигового дерева?

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Голубые лягушки.

Когда появились первые рептилии?

Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь?

Где живут «карманные динозавры?»

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней.

Айсберг.Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)

4. Загадки растений (5 ч).

Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.

Красная книга Ростовской области.

Разумные дельфины.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Обладают ли кузнечики слухом?

Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Что такое ракушка-прилипала?

Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Почему некоторые животные выглядят как растения?

8. Животные-рекордсмены (1 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго  года обучения школьники должны уметь

1 .Уметь выполнять правила безопасного  и экологического поведения в природе

2. Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

 

 

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата предполагаемая

 Дата по факту

1

Кто открыл Австралию?

1

02.09-06.09

 

2

Существует ли жизнь в Антарктиде?

1

09.09-13.09

 

3

Как образовались Гавайские острова?

1

16.09-20.09

 

4

Где родина фигового дерева?

1

23.09-27.09

 

5

Голубые лягушки.

1

30.09-04.10

 

6

Когда появились первые рептилии?

1

07.10-11.10

 

7

Какими были первые рыбы?

1

14.10-18.10

 

8

Как улитка строит свой панцирь?

1

21.10-25.10

 

9

Где живут «карманные динозавры?»

1

28.10-01.11

 

10

Разнообразие камней. Айсберг.

1

12.11-15.11

 

11

Что такое коралловый остров?

1

18.11-22.11

 

12

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

1

25.11-29.11

 

13

Сады камней.

1

02.12-06.12

 

14

Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)

1

09.12-13.12

 

15

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

1

16.12-20.12

 

16

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

1

23.12-27.12

 

17

Охрана лекарственных растений.

1

13.01-17.01

 

18

Почему оливу называют деревом мира?

1

20.01-24.01

 

19

«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль..

1

27.01-31.01

 

20

Красная книга Ростовской области.

1

03.02-07.02

 

21

Разумные дельфины

1

10.02-14.02

 

22

Обладают ли кузнечики слухом?

1

17.02-21.02

 

23

Почему комар считается злейшим врагом человека?

1

24.02-28.02

 

24

Муравьи и их квартиранты.

1

03.03-07.03

 

25

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

1

11.03-14.03

 

26

Что такое ракушка-прилипала?

1

17.03-21.03

 

27

Как передвигается осьминог?

1

31.03-04.04

 

28

Что такое насекомоядные растения?

1

07.04-11.04

 

29

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

1

14.04-18.04

 

30

Может ли вода течь в гору?

1

21.04-25.04

 

31

Почему некоторые животные выглядят как растения?

1

28.04-08.05

 

32-34

Интересные сведения о животных и их особенностях

3

12.05-23.05

 

 

 

Материально- техническая база

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

 

Место в учебном плане

3 класс

 Программа «Почемучки» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю. 1 год обучения – 33 часа;

§  2 год обучения – 34 часа;

§  3 год обучения – 34 часа;

§  4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

                                                                                                     Содержание курса

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Атлантида – сказка или реальность. (2ч.)

Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

Что такое семь чудес света?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Что такое ледниковый период?

Как нашли ископаемого мамонта?

Что такое меловые отложения?

Голубые киты - миф или реальность?

Что такое сухопутный крокодил?

3. Тайны камней (4 ч).

Дальмены – что это?

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

4. Загадки растений (5 ч).

Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет?

Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать?

Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик?

Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?

Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?

5. Эти удивительные животные (3 ч).

Как животные сажают растения?

У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком?

Как летучие мыши видят в темноте? У какой птицы глаза на затылке?

6. Планета насекомых (4 ч).

Что делают летом пчёлы?

Какое растение питается насекомыми? … обманывает мух?

Насекомые – вредители.

Опасные насекомые.

7.       Загадки под водой и под землей (6 ч).

Земля круглая … или не совсем? Из чего состоит Земля?

Какие горы «дышат» огнём? Живут ли люди на вулканах?

Землетрясение. Отчего происходят землетрясения?

Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются от сталагмитов?

Какой лес растёт в море?

Какая рыба умеет лазить по деревьям?

8. Необычные животные (1 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях.

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

 

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

 1.Реальные местные экологические условия.

 2. Способы охраны природы

3. Некоторые охраняемые растения и животные Кемеровской области

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

3. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

 

Кол-во часов

Дата предполагаемая

Дата по факту

1

Атлантида – сказка или реальность.

1

02.09-06.09

 

2

Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

1

09.09-13.09

 

3

Что такое семь чудес света?

1

16.09-20.09

 

4

Что такое ледниковый период?

1

23.09-27.09

 

5

Как нашли ископаемого мамонта?

1

30.09-04.10

 

6

Голубые киты - миф или реальность?

1

07.10-11.10

 

7

Что такое меловые отложения?

1

14.10-18.10

 

8

Что такое сухопутный крокодил?

1

21.10-25.10

 

9

Дальмены – что это?

1

28.10-01.11

 

10

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

1

12.11-15.11

 

11

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

1

18.11-22.11

 

12

Откуда взялись алмазы?

1

25.11-29.11

 

13

Какой цветок обманывает пчел?

1

02.12-06.12

 

14

Чем стреляет огрец? Какие семена умеют плавать?

1

09.12-13.12

 

15

Что такое грибы? Почему «пылит»  гриб-дождевик?

1

16.12-20.12

 

16

Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?

1

23.12-27.12

 

17

Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих объятиях?

1

13.01-17.01

 

18

Как животные сажают растения?

1

20.01-24.01

 

19

У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком?

1

27.01-31.01

 

20

Как летучие мыши видят в темноте? У какой птицы глаза на затылке?

1

03.02-07.02

 

21

Что делают летом пчелы?

1

10.02-14.02

 

22

Какое растение питается насекомыми? Обманывает мух?

1

24.02-28.02

 

23

Насекомые-вредители.

1

03.03-07.03

 

24

Земля круглая…..или не совсем? Из чего состоит Земля?

1

11.03-14.03

 

25

Какие горы дышат огнем? Живут ли люди на вулканах?

1

17.03-21.03

 

26

Землетрясение. От чего они происходят?

1

31.03-04.04

 

27

Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются отсталогмитов?

1

07.04-11.04

 

28

Какой лес растет в море?

1

14.04-18.04

 

29

Какая рыба умеет лазить по деревьям?

1

21.04-25.04

 

30-34

Интересные сведения о животных и их особенностях.

5

28.04-23.05

 

 

Материально- техническая база

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

 

Место в учебном плане

4 класс

 Программа «Почемучки» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю. 1 год обучения – 33 часа;

§  2 год обучения – 34 часа;

§  3 год обучения – 34 часа;

§  4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

Содержание курса

Введение (1ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Географические открытия в древности.

Путешествие Марко Поло.

Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

Покорение Север­ного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Движение материков.

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли.

Картины развития жизни на на­шей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. (2ч)

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Загадки янтаря и жемчуга.

Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

Родина комнатных растений.

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Утконос и компания (3 ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Тайна озера Лох-Несс.

Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» ле­тучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

6. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук.

Скарабей — священный жук древних египтян.

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.

История открытия гигантского кальмара.

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Жизнь в темных глубинах океана.

Загадочный мир пещер.

8. Что такое НЛО? (1 ч).

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

 

 

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2. Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1. Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2. Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

  К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются:родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

 

                                                                             Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Предполагаемая дата

Дата по факту

1

Раскрытые и не раскрытые загадки  нашей планеты: обзор основных тем.

1

02.09-06.09

 

2

Географические открытия в древности

1

09.09-13.09

 

3

Путешествие Марко Поло

1

16.09-20.09

 

4

Открытие Америки. Экспедиция Д. Кука

1

23.09-27.09

 

5

Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников.

1

30.09-04.10

 

6

Движение материков.

1

07.10-11.10

 

7

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1

14.10-18.10

 

8

Как изучают прошлое Земли.

1

21.10-25.10

 

9

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

1

28.10-01.11

 

10

Алмаз , его применение в ювелирном искусстве и технике.

1

12.11-15.11

 

11

Загадки янтаря и жемчуга.

1

18.11-22.11

 

12

Обыкновенное чудо – соль.

1

25.11-29.11

 

13

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской -пальмы

1

02.12-06.12

 

14

Родина комнатных растений.

1

09.12-13.12

 

15

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики….

1

16.12-20.12

 

16

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

1

23.12-27.12

 

17

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений ( Дубовая каша, салат из  одуванчиков, чай из иван-чая).

1

13.01-17.01

 

18

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии…

1

20.01-24.01

 

19

Тайна озера Лох-Несс

1

27.01-31.01

 

20

Существует ли снежный человек?  Загадки обычных животных (эхолокатор летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки…)

1

03.02-07.02

 

21

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

1

10.02-14.02

 

22

Жуки. Дровосек-титан- самый крупный жук. 

1

17.02-21.02

 

23

Скарабей- священный жук древних египтян.

1

24.02-28.02

 

24

Бабочки. Совка-агриппа-самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

1

03.03-07.03

 

25

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.

1

11.03-14.03

 

26

История открытия гигантского кальмара.

1

17.03-21.03

 

27

Морские цветы (актинии), звезды, ежи….

1

31.03-04.04

 

28

Жизнь в темных глубинах океана.

1

07.04-11.04

 

29

Загадочный мир пещер.

1

14.04-18.04

 

30

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения ,предположения.

1

21.04-25.04

 

31

Практические работы (рассматривание образцов, гербариев….)

1

28.04-30.04

 

32

Внеурочная экскурсия в природу для знакомства с местной флорой.

1

05.05-08.05

 

33

Внеурочная экскурсия.

1

12.05-16.05

 

34

Что мы узнали и чему научились за год

1

19.05-23.05

 

 

 

Материально- техническая база

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

                               Рабочая программа  составлена на основе: Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», учебного плана МБОУСОШ №8  на 2013-2014 учебный.год.

 

Цель  программы « Шахматы»:

– развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях – от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого;
- шахматы способствуют улучшению внимания школьника;
- формировать у младшего школьника рефлексию и определять ее глубину.

- создание условий для развития интеллектуально- творчески одаренных личностей через занятия шахматами.

Задачи программы «Шахматы»:

Обучающие

- познакомить с историей шахмат

- обучить правильной игре

- дать теоретические знания по шахматной игре

- правилам турнирного поведения

Развивающие

- развитие логического мышления, внимания, усидчивости и других положительных качеств личности

- способствовать формированию выдержки, критическому отношению к себе и сопернику

- сформировать навык запоминания

-вводить в широкий мир логической красоты

Воспитательные

- стремление к развитию личностных качеств

- прививать навык само дисциплины

- способствовать воспитанию волевых качеств.


 Общая характеристика


  «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности»..
   В XXI веке человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, вплоть до cохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром хх1 век объявлен ЮНЕСКО веком образования.
В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.
Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребенка является возрастной период от 7 до 12 лет поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе.
Шахматы способствуют улучшению вниманию школьника, а это одна из главных задач ,стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребенка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Обучение младших школьников шахматам дает положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счет комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» - одной из важнейших в школьном курсе информатики.


                                                                                                                      Место в учебном плане

Программа «Шахматы» относится к  общеинтеллектуальному развитию личности, рассчитана на 1 час в неделю.

1 год обучения-33 часа.

 

                                                                                                                       Планируемые результаты

-владеть шахматной терминологией

- иметь представление о ценности фигур и пешек

- уметь планировать нападение на фигуры соперника

- уметь организовать защиту своих фигур

- использовать в игре тактику  завлечения.

                                                        


          Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  программы.                                                      
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
- развитие любознательности и сообразительности;
- развитие целеустремленности, внимательности, умения контролировать
свои действия;
- развитие навыков сотрудничество со сверстниками;
- развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность в  соответствии с поставленной задачей

- формирование умения понимать причины успеха

- формировать первоначальные представления о позитивном влиянии шахмат на  развитие человека

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

ТЕМАТИКА КУРСА.

 

1.       ШАХМАТНАЯ ДОСКА. (3ч)          Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.).

                    «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

                    «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

 

2.       ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. (2ч)          Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Учитель словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Учитель загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Учитель берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят её в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

 

3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. (1ч)          Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания.

«Мешочек». Ученики вынимают по одной из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Учитель берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Учитель произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

 

4.       ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР.  (15ч) (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение». Слоны белого и чёрного поля, одноцветные и разноцветные слоны. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Учитель играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом чёрных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом чёрных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведётся не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определённое поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на чёрную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищённую фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе чёрных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «Игра на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

 

5.       ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. (7ч)                Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Дидактические игры и задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защищаться от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат чёрному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 

6.       ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО            . (5ч)                          Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.Дидактическая игра и задание.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с учителем следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

 

Занятие 1-3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.( 3часа)

 Чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическое задание «Диагональ».

 

Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. (1 час)

Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая»

 

Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. (1 час)

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

 

Занятие 6-7. ЛАДЬЯ. (2часа)

 Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

 

Занятие 8-9. СЛОН.(2 часа)

 Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чёрнопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».СЛОН. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

 

Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. (1 час)

Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

 

Занятие 11-12. ФЕРЗЬ.(2часа)

 Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжёлая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

 

Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. (1 час)

 Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»,

«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

 

                    Занятие 14-15. КОНЬ. (2 часа)

 Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».                   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

 

                    Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. (1 час)

Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

 

                    Занятие 17-18. ПЕШКА. (2 часа)

 Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзёвая, королевская пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».         Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

 

                    Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. (1 час)

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

 

 

                    Занятие 20. КОРОЛЬ.(1 час)

 Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

 

                    Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР.(1 час)

 Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки). «Ограничение подвижности».

 

                    Занятие 22-23. ШАХ.(2 часа)

 Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».      Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

 

                    Занятие 24-26. МАТ.(3 часа)

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

                    . Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

                    Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

 

                    Занятие 27. НИЧЬЯ. ПАТ.(1 час)

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

 

                    Занятие 28. РОКИРОВКА.(1 час)

 Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

 

                    Занятие 29-30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.(2 часа)

 Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

                    Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

 

                    Занятие 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ (1час)

. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

 

                    Занятие 32 и 33.Повторение. Игра. (2часа)

Повторение программного материала.

 


Календарно-тематический план занятий по шахматам

с учащимися 1-го года обучения.

 

п/п

Название

темы

Количество

часов

Дата проведения.

Предполагаемая.

По факту.

1.

Шахматная доска.

1

02.09-06.09

 

2.

Шахматная доска.

1

09.09.-13.09

 

3.

Шахматная доска.

1

16.09-20.09

 

4.

Шахматные фигуры.

1

23.09-27.09

 

5.

Начальное положение.

1

30.09-04.10

 

6.

Ладья.

1

07.10-11.10

 

7.

Ладья.

1

14.10-18.10

 

8.

Слон.

1

21.10-25.10

 

9.

Слон.

1

28.10-01.11

 

10.

Ладья против слона.

1

12.11-15.11

 

11.

Ферзь.

1

18.11-22.11

 

12.

Ферзь.

1

25.11-29.11

 

13.

Ферзь против ладьи и слона.

1

02.12-06.12

 

14.

Конь.

1

09.12-13.12

 

15.

Конь.

1

16.12-20.12

 

16.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

23.12-27.12

 

17.

Пешка.

1

13.01-17.01

 

18.

Пешка.

1

20.01-24.01

 

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

27.01-31.01

 

20.

Король.

1

03.02-07.02

 

21.

Король против других фигур.

1

10.02-14.02

 

22.

Шах.

1

24.02-28.02

 

23.

Шах.

1

03.03.-07.03

 

24.

Мат.

1

11.03.-14.03

 

25.

Мат.

1

17.03-21.03

 

26.

Мат.

1

31.03-04.04

 

27.

Ничья, пат.

1

07.04-11.04

 

28.

Рокировка.

1

14.04-18.04

 

29.

Шахматная партия.

1

21.04-25.04

 

30.

Шахматная партия.

1

28.04-30.04

 

31.

Шахматная партия.

1

05.05-08.05

 

32,33

Повторение. Игра.

2

12.05-23.05

 

 

 

                                                                                            Материально-техническая база

                      

 

             Учебно-методического комплекта "Шахматы, первый год ,  Учусь и учу" (авторская программа И.Г.Сухина).   

           Учебник: И.Г.Сухин. « Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»:

           Учебник для 1 класса начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное

 возрождение, 2009.

 

Раздаточный материал для тренинга

Шахматные часы

Комплект шахматных фигур с досками